28 января в филиале Клуба на базе МБОУ "СМШ №65 "Спектр"" г. Липецка состоялось научно-методическое совещание педагогического состава.
Научно-методическое совещание педагогического состава Клуба
Ведущие педагоги Клуба: Аненков Павел Сергеевич, Чернецов Юрий Александрович, Дымчак Александр Александрович, - обсуждали принцип программирования тренировочного процесса. Каждый инструктор выступил с докладом об основных методологических аспектах построения спортивной тренировки как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном.
В результате многочасовой интеллектуальной работы инструкторам удалось сформировать единую концепцию построения тренировочного процесса на 2017 год, значительно усовершенствовав методику подготовки юных спортсменов. Суть данной методики заключается в комбинированном построении спортивной тренировки, основанном на принципе блоковой композиции и программирования характера и вида нагрузок в определенных тренировочных периодах. При составлении данной методики учитывались следующие основные концепции: периодизация тренировочного процесса, краткосрочный и долгосрочный тренировочные эффекты, совместимость развития кондиционных способностей.
Также на повестке дня поднимался вопрос касаемо проблемы ранней специализации в подготовке юных спортсменов. Данная проблема весьма актуальна на сегодняшний день и является одним из наиболее острых вопросов в отечественном спорте. Суть проблемы заключается в том, что крайне нежелательно на начальном этапе обучения спортсменов вводить упражнения специально, узконаправленного характера, исходя из особенностей конкретного вида спорта, которым занимается спортсмен. В связи с этим в технической подготовке спортсмена наблюдаются "пробелы" в базовой общей подготовке. Тренирующийся становится "узконаправленным" спортсменом. Например, в ходе многолетних исследований, проводимых научно-методической группой нашего Клуба, было установлено, что у тех каратистов, которым в программу тренировок включены общеразвивающие упражнения и задания из таких сложно-координационных видов спорта как футбол, волейбол, баскетбол, гандбол, регби, хоккей, гимнастика, самбо, фехтование, - наблюдается значительный рост в техническом и координационном развитии по сравнению с теми каратистами, которые изучали только технику каратэ.
По мере роста тренирующегося, характер и объем нагрузок набирают обороты. Как правило, когда спортсмен продвигается к разряду высокой квалификации, в методику его подготовки все больше и больше включаются специально-подготовительные упражнения, однако, эти упражнения обладают повышенной координационной сложностью, и успешное освоение этих упражнений возможно только при наличии хорошо развитой общей координационной подготовки и базовых технических навыков и умений, которые совершенствуются при помощи общеразвивающих упражнений. Таким образом, если в техническом арсенале квалифицированного спортсмена наблюдаются так называемые "пробелы" в базовой подготовке, то происходит эффект торможения дальнейшего развития тренирующегося, либо, что еще хуже, в технике спортсмена проявляются крепко укоренившиеся навыки, которые в условиях жесткой соревновательной конкуренции не позволяют спортсмену достичь желаемого результата. В итоге, приходится начинать практически все с самого начала: вновь возвращаться к общеразвивающим упражнениям, объем которых должен быть достаточно высок, чтобы ликвидировать укоренившиеся навыки. Однако данный процесс может негативно сказаться на психо-эмоциональном состоянии спортсмена.
Подробное рассмотрение данной проблемы позволило нашим инструкторам сформировать основные положения и принципы начальной подготовки юных спортсменов и обозначить те периоды тренировочного процесса, в которых крайне необходимо включать большой объем общеразвивающих упражнений, а также периоды, требующих введение специально-подготовительных упражнений.